17 марта 2021 в 18:02

Валдез Чимбото: «‎Я привык играть за университет, жить в России, находиться в Тамбове»

ФК «‎Держава» в этом году снова выступит в Национальной студенческой футбольной лиге. В команде, как известно, есть ребята, которые приехали в Тамбов из других городов. Но есть в составе «‎Державы» один футболист, который и вовсе родился в другой стране. Родиной Валдеза Чимбото является Ангола – государство Южной Африки. Это делает команду ТГУ уникальной в лиге. В интервью Валдез Чимбото рассказал, легко ли иностранному студенту стать частью русского коллектива, как он оказался в Тамбове и почему продолжил заниматься футболом после того, как переехал в Россию.

Ты приехал в Россию из Анголы и уже получается 6 лет живешь и учишься здесь. Но уже в следующем году летом ты заканчиваешь свое обучение. Еще недавно ты давал интервью для МАТЧ ТВ и сказал, что выбрал профессию врача, потому что любишь людей и хочешь им помогать. Откуда такое желание? 

На самом деле, я и правда люблю помогать людям. Почему я так сказал и почему выбрал эту профессию? Когда мне было 12 лет, моя мама умерла в результате электрического шока. Когда я вошел в комнату, она лежала на полу. Я не смог ее спасти, потому что не знал, что нужно делать в этой ситуации. Тогда я подумал, мне нужно иметь какие-то знания, чтобы я мог оказать помощь. После школы я пошел учиться в медицинский колледж на медбрата в своей стране. На практике в больнице я очень много времени проводил с пациентами, мне нравилось им помогать. Тогда, наверное, стала появляться любовь к людям. А еще у нас есть такая фраза «‎Se você não vive para servir, então você não vive para isso» (порт. Если вы живете не для того, чтобы служить, значит, вы не для того живете). Для меня это девиз. Если у меня есть возможность помочь человеку, я это делаю.  


То есть папа стал самым близким человеком в твоей жизни. 

Да. Правда, после 12 лет я еще год жил с ним, а потом переехал с двумя братьями к старшей сестре.  


А в какой момент в твоей жизни появился футбол? 

Я был маленьким, наверное, 7 – 8 лет. Я начинал играть во дворе с мальчишками, а потом поступил в футбольную академию, когда переехал в другую область. Там я получил не только спортивную подготовку, нас учили жизни, нас воспитывали. Мой первый тренер был отличным человеком. Для нас, детей, он стал вторым отцом. Тренер всегда говорил: «Самое главное сейчас – учиться, потому что если с футболом не получится, то вы всегда сможете работать‎».  

Что ты можешь сказать о своем игровом росте? Ведь с того момента, когда ты начал заниматься футболом, прошло уже лет 14. И вообще, о чем ты тогда мечтал, какие перспективы видел? Понятно, что в 8 лет это только мечты и желания. А вот уже в более осознанном возрасте человек ставит себе определенные цели. 

В 14-15 лет я очень хотел быть футболистом. В 15-16 лет я играл за юношескую сборную города. Тогда я почувствовал, что смог стать тем, кем мечтал быть. Но в 18 лет мне нужно было решать, куда двигаться дальше. И в плане футбола это был определяющий период. Во-первых, я смотрел, чего я достиг и чего не достиг. Ни одна команда, в которую я пробовался, не хотела брать меня к себе. У нас большая конкуренция в стране. Во-вторых, я закончил колледж и думал о том, что нужно поступать в университет. Поэтому я и попал в Россию и на время забыл о футболе. Но, когда приехал в Тамбов, желание играть снова появилось. 

Хотел играть в Жираболе (прим. чемпионат Анголы по футболу)? Или уже потом понял, что в профессиональном футболе ничего не получится? 

Когда жил в Анголе, я, конечно, очень хотел играть в Жираболе. Это лучшие команды страны. Жизнь футболистов, которые играют на этом чемпионате, меняется. Но, как я уже сказал, с профессиональным футболом у меня не получилось. 


Почему ты приехал в Россию, и как ты оказался в Тамбове? 

Есть компания RACUS, которая помогает нам выбрать город, в котором мы хотим учиться. Сначала они подобрали для меня Великий Новгород. Поэтому Тамбов не первый город в России, в котором я учился. Я год жил в Новгороде, но там у меня не получилось с учебой. RACUS предложили мне Тамбов, и в августе 2015 года я переехал сюда.


Получается, год ты отучился в Великом Новгороде, после переехал в Тамбов в 2015. В НСФЛ за «Державу‎» ты играешь с сезона 2016/2017. Завершившийся сезон стал для тебя третьим. Как попал в команду? 

Когда приехал в Тамбов, я начинал играть со своими ребятами на стадионе, просто после пар. Там я познакомился с Эвансом из Конго. Он мне и рассказал про «‎Державу», предложил пойти на тренировку. Я подумал, почему бы нет. Самое интересное, что когда я пришел на первую тренировку, было еще не холодно (Смеется). Мне было немного сложно. Новые люди, язык, который я плохо знал. 

Долго ли пришлось ждать первые соревнования, в которых ты был уже в составе команды? 

Я тренировался где-то неделю, когда тренер попросил меня принести документы и медкнижку для заявки. Это было перед чемпионатом области. Первая игра, в которой я уже вышел в составе команды, была товарищеской. Тогда с нами играл еще мой друг Петрос с Замбии и Эванс. Но сейчас из нашего иностранного состава остался только я. 


Когда попал в команду, как проходила адаптация? Как общался с ребятами? 

Я этого не говорил, но вспомнил еще один момент из жизни. В Великом Новгороде я тоже играл за студенческую команду. Но с «Державой‎», конечно, не сравнить. Наша команда однозначно лучше. В Новгороде я уже пытался говорить с парнями на русском. Учил язык, потом практиковался в общении. В Тамбове мне пришлось постоянно говорить на русском. Конечно, были ошибки, парни исправляли меня. В принципе никаких проблем не возникало. Мы понимали друг друга, а сейчас понимаем еще лучше. Я иногда учу ребят каким-то английским словам.  


А если брать сам тренировочный процесс. Хорошо ли ты понимал все тренерские указания, установки? Было ли тебе легко? 

Иногда мне было сложно, особенно когда тренер говорил про упражнения. Потому что в университете я не использую каких-то футбольных терминов. Когда Антон Александрович говорил «‎забегание», «передачи‎», «‎на рывке» мне было вообще не понятно. И так примерно месяц-полтора я просил, чтобы мне показали, а я повторял. Конечно, это было тяжело. Нужно следить за каждым движением и внимательно слушать, чтобы привыкать к футбольной речи и к упражнениям. В Анголе немного по-другому – там больше работы на физику, а в России на тактику. Также, у меня было совсем другое расписание на учебе. Мне приходилось искать время для тренировок и для занятий. С утра на пары, потом бегом на тренировку, а потом снова на учебу.  

Получается, у тебя было огромное желание играть в футбол, раз ты готов был жертвовать своим свободным временем? 

У меня всегда есть желание. Особенно, если речь идет о футболе. Хотя сейчас я смотрю на это уже по-другому. Нужно думать о будущем, расставлять приоритеты. Если бы я знал, что точно стану футболистом и смогу обеспечить себя благодаря этой профессии, тогда я бы все время посвящал футболу.  


Ребята в команде любят шутить друг над другом и в том числе над тобой. Как ты реагируешь на это?  

Я всегда улыбаюсь. У меня такое правило – хочу видеть людей счастливыми. Я хорошо понимаю, что не все люди привыкли общаться с иностранцами, с теми, у кого другая культура, другой менталитет. Я пытаюсь им в такие моменты объяснить образ мышления людей из другой страны. Они могут не знать, над чем можно шутить, а над чем нельзя. А вообще я уже привык к их шуткам и знаю, когда они это делают. Но когда они говорят серьезно, я тоже отвечаю серьезно. Как и любого человека, меня нужно уважать. Бывает, что я злюсь. Тогда я переключаюсь на английский или португальский язык или просто молчу, парни сразу понимают, что перегнули палку. 


Ты говорил, что тебе нравится Неймар за его отношение к жизни. 

У него очень позитивное отношение к жизни. Этот парень веселый, он всегда улыбается. Мне нравится, как Неймар относится к футболу и в целом к жизни, это правда. Но я не хочу копировать его. Для меня этот футболист просто является примером. 


По твоей игре я замечаю, что тебе очень хочется забить гол. Ты часто убегаешь в нападение, да и твоя позиция позволяет это делать. Какую установку ты себе даешь непосредственно в штрафной зоне – пробить по воротам или все-таки отдать пас на партнера? 

Все зависит от момента. Есть ситуации, когда я могу забить, но отдаю пас. Так, например, было в матче со Смоленском в Евпатории. Я мог забить, но отдал пас Кириллу Лосеву. Я даю себе установку помогать команде, играть не только для себя. Но и забить гол самому – важная задача. В некоторых моментах я беру на себя эту ответственность. 


На поле ты такой же, как и в жизни? Твой характер мешает тебе в игре или же наоборот помогает? 

Нет, на поле нужно быть немного другим. Если ты не агрессивный, то соперник будет проявлять к тебе эту агрессию, а ты будешь терять мяч. Но вообще все зависит от ситуации. Где-то нужно быть пожестче, где-то я могу быть таким же, как и в жизни. Но все-таки игра есть игра. Я настраиваюсь исходя из тренерской установки. 


За 50 игр в НСФЛ ты только 2 раза получал желтую карточку. Получается, ты не конфликтный человек. 

Да, я не люблю конфликтовать и ссориться с людьми. Мы выходим на поле, чтобы играть в футбол, а не драться, спорить с судьями и соперниками. Но если кто-то специально фолит на мне, я могу не оставить это без внимания.  

Ты отметил немного разный подход к футболу в России и в Анголе. Здесь это по большей части тактика, там – физика. Тебе что ближе в твоей игре? 

Когда начинал играть, мне было сложно понять тактические моменты. Сейчас я пытаюсь находить баланс. Когда нужно больше поработать на физику, а когда на тактику. Это зависит и от позиции, и от игрока, по которому я играю. На флангах приходится делать акцент на тактику. У меня хорошие физические данные, я и это тоже стараюсь использовать.  


В Тамбове на домашнем турнире тебе пришлось играть центрфорварда. И эта позиция для тебя совершенно непривычная. Видно было, что ты немного растерян. Как приходилось перестраивать свое мышление на эту позицию? 

Когда я начинал в «‎Державе», я играл под нападающим. А потом перешел на фланг. В прошлом сезоне перед туром в Тамбове мы выступали на областном чемпионате. Там тренер пробовал меня в нападении вместе со Славой Шабановым. Но это область, там я могу играть нападающего. На НСФЛ уже сложно. Во-первых, команды другие. Во-вторых, с ними я привык играть на фланге, потому что я могу понимать, как они будут действовать в определенных моментах. Поэтому на туре перестроиться на нападение было непросто. 


Ты уже имеешь определенный уровень игры в студенческой лиге. Если сравнить уровень игры с твоей страной, какие моменты можно выделить? 

О, это сложно. Ведь абсолютно разный стиль игры в России и в Анголе. У меня в стране есть очень хорошие игроки, которые выступают за команды Португалии, Турции. Где-то есть свои плюсы, где-то свои минусы.  


Хорошо, а если мы берем только НСФЛ. Вспомни, какие команды для «‎Державы» являются одними из самых сложных? 

Я даже могу назвать команды с моего первого сезона. Тогда это были Саратов, Краснодар и Смоленск. Эти команды, на мой взгляд, являлись фаворитами. Потому что они нас обыграли (смеется). Так было на протяжение двух первых сезонов, которые я играл в лиге. Сейчас хорошие игроки есть у крымской команды КФУ. Да и вообще во всех командах, которые играют в лиге, имеют хороших игроков. 


А в нашей команде кого можешь выделить? 

Каждый год состав нашей команды менялся. И я могу назвать игроков со всех сезонов. Это Санек Попов, Галай (Максим Галаев). У нас и сейчас есть хорошие футболисты. Мне нравится, как играет Денис Скрыпников. Вадим Кривоносов как защитник вообще здорово работает, он играет так, как он хочет, спокойно. Еще назову Максима Петрова, Максим Перегудов. Виталя, конечно, он вообще легенда. Еще Юра Гусев, про него я не могу забыть, потому что он хороший человек, но чуть-чуть сумасшедший (Смеется). 

Общаешься с ребятами вне поля? 

Да, мы иногда встречаемся где-то. Можем поговорить, отдохнуть. Кстати, у нас в команде есть традиция ходить в баню.  


Как тебе русская баня? 

Мне очень нравится русская баня. Буду скучать по ней. Перед тем, как пойти туда в первый раз, я читал, что это. В мире вообще нет чего-то похожего на русскую баню.  


Ты в этом году завершаешь свое обучение в университете, а значит, в команде это также будет твой последний сезон. Какие планы на будущее? Я слышала, что у тебя была мысль отправиться в Канаду. 

5 процентов, что я буду жить в Канаде (Смеется). А вообще-то мне будет очень грустно уходить из команды. Я думаю об этом каждый день. Даже мои друзья говорят, что будет сложно, потому что я стал русским. Я привык играть за университет, жить в России, находиться в Тамбове. Мне здесь нравится. Но у меня есть планы. Я должен вернуться в Анголу, жить там где-то год. Хочу жениться, потому что я уже очень давно в отношениях со своей девушкой. На самом деле, у меня все постепенно, нужно анализировать всю мою жизнь, чтобы точно знать, что будет дальше. Возможно, в Анголе буду работать врачом, тогда мне не нужно будет снова уезжать оттуда.  


Есть ли шанс продолжать играть в Анголе? Возможно, какая-то любительская лига. 

Просто играть – да, но не так, чтобы футбол был основным способом заработать деньги. Я семь лет учился на врача, чтобы потом работать по профессии. Я люблю футбол и всегда буду играть, это уже в крови. Но это для души, для удовольствия. А работа для того, чтобы обеспечить себя и семью. Я, например, играю в Тамбове на ТЛФЛ (прим. Тамбовская Любительская футбольная лига) и вижу примеры людей, которые просто в свободное от работы время играют в футбол. Думаю, в Анголе есть что-то подобное.  

Кстати, а кроме футбола тебе нравится что-то еще в спорте? 

В школе я играл в мини-футбол и гандбол и был вратарем. Со своим старшим братом играл в баскетбол. Кстати, в Африке ангольская сборная самая лучшая в этом виде спорта. И если бы не футбол, я бы занимался баскетболом, но мой рост немного не соответствует. 


Валдез, ты являешься примером для иностранцев. Ты хотел играть в команде, ты играешь. Что говорят об этом другие студенты?

Да. Мне недавно один друг написал, что он очень рад, что я играю за университет. Он сказал: «‎Ты открыл пути для иностранцев». Это значит, что они смотрят на меня и не боятся делать то, о чем они мечтают. Раньше за университет бегала Пенни, сейчас Картик. Они тоже для иностранцев являются примером.  


Что ты можешь пожелать тем, кто будет читать это интервью: твои знакомые, друзья, команда? 

Я желаю, чтобы они не боялись бороться за свои мечты. И еще, чтобы они стремились быть кем-то в жизни, а для этого нужно работать над собой. Просто я вижу, что люди хотят играть, хотят быть кем-то, но не делают для этого ничего. Они, может, начинают какой-то путь, но при первом препятствии и неудобстве бросают свой путь. У нас, у людей, есть проблема – лень. Но нужно с этим бороться, если хочешь чего-то достичь. У меня иногда спрашивают, как попасть в команду и играть за университет. Приходи на тренировку, тебе там все скажут и ты поймешь, действительно ли ты этого хочешь.


Надеемся, что пример Валдеза Чимбото вдохновит не только иностранных студентов, но и русских, не отказываться от любимого дела, добиваться своих целей и делать правильный выбор.

Беседовала Кристина Боброва